Желание практически всех родителей чтобы их дети имели грамотную, правильно поставленную, красивую, четкую и внятную речь. Для каждого ребенка имеются свои особенности развития, поэтому и речевые функции развиваются по-разному. Одни начинают разговаривать рано, другие попозже. Это нормально. Однако в последнее время все чаще замечаются проблемы с произношением. Такая проблема может быть связана с нарушениями в развитии и требует работы с ней. Специалисты с опытом детского сада “Узнайка” в Пушкино уделяются много внимания развитию детей. Так с ними проводят занятия физкультурой. Также ежедневно проводятся тематические игры, которые помогают развиваться мальчишкам и девчонкам. Это целый комплекс развивашек, где наши маленькие подопечные занимаются развитием речи, мелкой и крупной моторики, аппликацией, рисованием, музыкой и прочим. Их распорядок дня предполагает игры на свежем воздухе, сон, 4-х разовое питание и обеспечивается контроль мед работника.
Скороговорки – помощь в оттачивании речевых функций
Эти коротенькие фразы или стишки построены из слов, звуковых сочетаний и слогов трудных в произношении, которые нужно проговаривать вслух. Таким образом происходит закрепление, как нужно произносить звуки речи, развивая правильную речь у ребят.
Скороговорки являются народным фольклором и относятся к особому шуточному жанру народного творчества. В былые времена их использовали на развлекательных мероприятиях. В ходе различных забав и веселий люди устраивали песни, пляски, говорили скороговорки. Поэтому этот способ является самым веселым для детских занятий по исправлению произношения “неподдающихся” звуков. Малыши с радостью присоединяются к полезным играм. Проговаривание скороговорок способствует развитию речевого аппарата крохи, увеличивая его подвижность и совершенство. Ребенок начинает говорить плавно, правильно, выразительно, понятно и четко, что положительно будет влиять на его успешность.
Чтение скороговорок должно быть быстрым, но все фразы должны произноситься правильно и полностью без “проглатывания” окончания, чтобы обеспечить понятность сказанному. В процессе разучивания скороговорок малыши стараются осмысливать что произносят, улавливать связь словосочетаний, интонацию, смысл и значение. Скороговорки учат, как говорить, так и слушать. Это будет полезным при обучении в школе, где их ждет множество разной информации. Дошкольникам свойственна рассеянность и невнимательность, но прослушивая скороговорки они учатся концентрироваться на услышаном с пониманием смысла. У детворы вызывает смех свои и чужие ошибки при произношении, когда несложную фразу они не могут повторить при многих попытках.
Рекомендации по работе со скороговорками
Рекомендуется использовать разные приемы проговаривания скороговорок ребятишками. Для этого потребуется несколько шагов:
- На первых этапах фразы нужно произносить медленнее делая упор на четкость, для этого слова говорят по слогам. Все звуки (гласные и согласные) нужно произносить правильно;
- После того как текст выучен и произносится правильно, нужно повторить выученное, но в беззвучном режиме, работая только артикуляционным аппаратом (губами, языком и зубами);
- Прочитать тоже, но шепотом, но обязательно шепотом, не шипеть и не тихо. Произношение фразы должно быть четким и понятным;
- Далее текст произносится вслух, только медленно. Целая фраза не должна иметь ошибки и проговаривается неторопливо;
- Можно поэкспериментировать с произношением, используя разную интонацию: вопросительную, утвердительную, восклицательную, задумчивую, грустную, радостную, агрессивную, а также можно распевать и озвучивать разноголосием;
- В завершении можно провести конкурс, кто лучше справиться со скороговоркой. Быстро и безошибочно скороговорку нужно проговорить полностью.
Таким образом дети осваивают правильное произношение и усовершенствуют дикцию.
Каждая отдельно взятая скороговорка состоит не из случайного набора звуков и слов. Она направлена на тренировку определенных навыков и оттачивание проблемных звуков.