Первые годы жизни ребенка не проходят бесследно и являются очень важными для их дальнейшего развития. В трехлетнем возрасте на формирование мозга малыша большое воздействие оказывает сенсорный опыт и двигательная активность. Специалисты с опытом детского сада “Узнайка” в Пушкино уделяются много внимания развитию детей. Так с ними проводят занятия физкультурой. Также ежедневно проводятся тематические игры, которые помогают развиваться мальчишкам и девчонкам. Это целый комплекс развивашек, где наши маленькие подопечные занимаются развитием речи, мелкой и крупной моторики, аппликацией, рисованием, музыкой и прочим. Их распорядок дня предполагает игры на свежем воздухе, сон, 4-х разовое питание и обеспечивается контроль мед работника.
Роль сенсорных импульсов
Воздействие сенсорных импульсов способствуют полноценному существованию, т.к. оказывают поддержку и стимуляцию нашего тела и нервной системы на протяжении всей жизни. Их отсутствие негативно влияет на функции и развитие нервной системы. К сожалению в ежедневной жизни у людей дефицит сенсорных стимулов из внешней среды. В последнее время растет получение сенсорного и двигательного опыта в искусственных условиях в виде игровых комнат и площадок. Все реже дети гуляют в парках, лесополосах и т.д., где можно наблюдать за различными природными явлениями (изменениями погоды, времен года), птицами, животными, играть с природными материалами, двигаться на улице и тем самым развивать имеющиеся органы чувств, кричать и бегать. Современные дети больше предпочитают игры и фильмы в гаджетах, мало двигаются и мало активны. Произошла замена естественного сенсорного и двигательного опыта на опосредованный искусственный. Это возможно и стало причиной, что многие малыши требуют психологической поддержки.
При развитии движений предполагается прохождение определенных фаз. Это некоторые движения, которые называют:
- рефлексивными. Они контролируются рефлексами (непроизвольными движениями, возникающих при реакции конкретного органа чувств при этом участие воли отсутствует). Благодаря рефлексам кроха получает первый опыт;
- симметричными. Начинается все с симметричных движений, т.к. карапуз не различает возможность одиночных действий, поэтому его движение рук, ног и даже всего тела происходит одновременно;
- произвольными. Проявление активности малыша воздействует на его головной мозг, развивая последний. Ребенок постепенно начинает подчинять движения своей воле;
- автоматическими. Постоянное повторение какого-либо движения способствует его автоматизированию и маленькому непоседе не нужно думать о своих действиях в конкретный временной промежуток. Таким образом он может прыгать, бегать по кругу и одновременно петь. После хорошей тренировки автоматического движения, формируется база под следующее движение большей сложности. Вначале происходит автоматизация регулярных симметричных двигательных функций, после подключается выполнение асимметричных движений. Моторная активность развивается в течении какого-то времени.
Контролируя мелкую моторику ребенок может пользоваться мышцами пальцев рук, ротовой области включая губы и язык. При наличии расстройств тактильной и проприоцептивной систем, напряжение в мышцах развивается с нарушением. Как результат, низкий уровень стабильности и велика вероятность плохой развитости крупной моторики. Это может повысить сенсорную чувствительность и привести к нежеланию пользоваться руками, крохе трудно пользоваться столовыми приборами, завязывать шнурки и пр. Ограничение прикасаний руками ребенком, грозит торможением рецепторной стимуляции и ограничением поступления сенсорной информации в мозг. В результате двигательное, психическое и познавательное развитие малышей остается на низком уровне. Это говорит о триединой связи сенсорных ощущений, мозгового развития и функций двигательной системы. Они стимулируют и развивают друг друга и не могут существовать друг без друга.
Существуют определенные критерии по развитию крохи
Так к началу четвертого года жизни ребенок должен уметь самостоятельно:
- одевать какую-нибудь вещь своего гардероба;
- добраться до содержимого спичечного коробка, открыв его;
- правильно удерживать карандаш при рисовании;
- помыть с мылом руки и насухо вытереть их;
- лепить из пластилина простые элементы в виде шара, змейки;
- развернуть конфету;
- расстегнуть и застегнуть пуговицы;
- изобразить круг и соединить линией две точки (изображения);
- резать ножницами бумагу.