Зависимость психического развития ребенка в раннем возрасте от двигательного и сенсорного опыта - Узнайка

Зависимость психического развития ребенка в раннем возрасте от двигательного и сенсорного опыта

Первые годы жизни ребенка не проходят бесследно и являются очень важными для их дальнейшего развития. В трехлетнем возрасте на формирование мозга малыша большое воздействие оказывает сенсорный опыт и двигательная активность. Специалисты с опытом детского сада “Узнайка” в Пушкино уделяются много внимания развитию детей. Так с ними проводят занятия физкультурой. Также ежедневно проводятся тематические игры, которые помогают развиваться мальчишкам и девчонкам. Это целый комплекс развивашек, где наши маленькие подопечные занимаются развитием речи, мелкой и крупной моторики, аппликацией, рисованием, музыкой и прочим. Их распорядок дня предполагает игры на свежем воздухе, сон, 4-х разовое питание и обеспечивается контроль мед работника.

Роль сенсорных импульсов

Воздействие сенсорных импульсов способствуют полноценному существованию, т.к. оказывают поддержку и стимуляцию нашего тела и нервной системы на протяжении всей жизни. Их отсутствие негативно влияет на функции и развитие нервной системы. К сожалению в ежедневной жизни у людей дефицит сенсорных стимулов из внешней среды. В последнее время растет получение сенсорного и двигательного опыта в искусственных условиях в виде игровых комнат и площадок. Все реже дети гуляют в парках, лесополосах и т.д., где можно наблюдать за различными природными явлениями (изменениями погоды, времен года), птицами, животными, играть с природными материалами, двигаться на улице и тем самым развивать имеющиеся органы чувств, кричать и бегать. Современные дети больше предпочитают игры и фильмы в гаджетах, мало двигаются и мало активны. Произошла замена естественного сенсорного и двигательного опыта на опосредованный искусственный. Это возможно и стало причиной, что многие малыши требуют психологической поддержки. 

При развитии движений предполагается прохождение определенных фаз. Это некоторые движения, которые называют:

  1. рефлексивными. Они контролируются рефлексами (непроизвольными движениями, возникающих при реакции конкретного органа чувств при этом участие воли отсутствует). Благодаря рефлексам кроха получает первый опыт;
  2. симметричными. Начинается все с симметричных движений, т.к. карапуз не различает  возможность одиночных действий, поэтому его движение рук, ног и даже всего тела происходит одновременно;
  3. произвольными. Проявление активности малыша воздействует на его головной мозг, развивая последний. Ребенок постепенно начинает подчинять движения своей воле;
  4. автоматическими. Постоянное повторение какого-либо движения способствует его автоматизированию и маленькому непоседе не нужно думать о своих действиях в конкретный временной промежуток. Таким образом он может прыгать, бегать по кругу и одновременно петь. После хорошей тренировки автоматического движения, формируется база под следующее движение большей сложности. Вначале происходит автоматизация регулярных симметричных двигательных функций, после подключается выполнение асимметричных движений. Моторная активность развивается в течении какого-то времени. 

Контролируя мелкую моторику ребенок может пользоваться мышцами пальцев рук, ротовой области включая губы и язык. При наличии расстройств тактильной и проприоцептивной систем, напряжение в мышцах развивается с нарушением. Как результат, низкий уровень стабильности и велика вероятность плохой развитости крупной моторики. Это может повысить сенсорную чувствительность и привести к нежеланию пользоваться руками, крохе трудно пользоваться столовыми приборами, завязывать шнурки и пр. Ограничение прикасаний руками ребенком, грозит торможением рецепторной стимуляции и ограничением поступления сенсорной информации в мозг. В результате двигательное, психическое и познавательное развитие малышей остается на низком уровне. Это говорит о триединой связи сенсорных ощущений, мозгового развития и функций двигательной системы. Они стимулируют и развивают друг друга и не могут существовать друг без друга.

Существуют определенные критерии по развитию крохи

Так к началу четвертого года жизни ребенок должен уметь самостоятельно:

  • одевать какую-нибудь вещь своего гардероба;
  • добраться до содержимого спичечного коробка, открыв его;
  • правильно удерживать карандаш при рисовании;
  • помыть с мылом руки и насухо вытереть их;
  • лепить из пластилина простые элементы в виде шара, змейки;
  • развернуть конфету;
  • расстегнуть и застегнуть пуговицы;
  • изобразить круг и соединить линией две точки (изображения);
  • резать ножницами бумагу.