Многочисленные наблюдения показали, что наиболее актуальным вопросом развития малышей в раннем возрасте является сенсорика. Под сенсорным развитием подразумевают умение воспринимать и формировать представление по внешним данным предметов (форма, размеры, цвет, запах, вкус, пространственное расположение и пр.). Основная цель работы с детьми – развить их интеллектуальные, творческие и личностные качества. Для этого дети должны научиться взаимодействию со своими сверстниками и взрослыми, совместной игровой и общественно-полезной деятельности. Специалисты с опытом детского сада “Узнайка” в Пушкино уделяются много внимания развитию детей. Так с ними проводят занятия физкультурой. Также ежедневно проводятся тематические игры, которые помогают развиваться мальчишкам и девчонкам. Это целый комплекс развивашек, где наши маленькие подопечные занимаются развитием речи, мелкой и крупной моторики, аппликацией, рисованием, музыкой и прочим. Их распорядок дня предполагает игры на свежем воздухе, сон, 4-х разовое питание и обеспечивается контроль мед работника.
Сенсорное воспитание для ребятишек в каждой возрастной категории имеет определенные задачи, формируя при этом конкретный отдел сенсорики и задача малышей в раннем возрасте научиться:
- различать основные цвета;
- определять форму;
- характеризовать по размерам, как основному признаку;
- расширять свои познания в главных разновидностях в цвете, форме и различие двух предметов по величине.
Работа по развитию сенсорики дошколят построена на всех видах учебно-игровых мероприятий с элементами режима. Занятия проводятся с использованием наглядных, словесных и практических методик.
При устном изложении включаются диалоги и монологи, осуществляемые путем рассказа в виде объяснений, сказочных вступлений, инструктирования, бесед (вопрос – ответ).
Дополнительно рекомендуется использовать дидактический, раздаточный и демонстрационный материал, при котором проводится наглядное обучение. Дети привлекаются к практической деятельности, они выполняют упражнения и практические действия, повторяют.
Структура занятий должна включать упражнения:
- психогимнастического характера, направленные на развитие произвольного внимания, чувственного восприятия собственного тела;
- развивающие тонкую моторику кистей рук и всего тела в общем, включая нетрадиционное изобразительное искусство (рисование пальчиками, визуализация образов различными материалами), направленное на расширение творческого потенциала малышей.
Занятия для развития сенсорики
Для этого маленьким непоседам предлагают:
- перебрать мелкие предметы;
- шнуровать, нанизывать;
- заняться застегиванием молний, пуговиц, замков, крючков, крышек;
- строить из конструктора и кубиков;
- выкладывать мозаику;
- рисовать в воздухе;
- работать с бумагой, выполняя аппликации;
- сделать пальчиковую гимнастику.
Все перечисленное помогает крохам научиться цветовому восприятию. Они без проблем подбирают, сопоставляют и называют основные цвета, разбираются в формах и определяют большие и меньшие величины.