Под пальчиковой гимнастикой понимают целый комплекс мероприятий в виде разных массажных манипуляций, игровых упражнений, которые помогут развить тонкие движения запястий малыша. Ведь от ловкости пальчиков зависит развитость психических процессов. Пальчиковые игры пришли к нам из давних времен. Всем известны “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Коза рогатая” и пр., которые использовались еще нашими бабушками. Специалисты с опытом детского сада “Узнайка” в Пушкино уделяются много внимания развитию детей. Так с ними проводят занятия физкультурой. Также ежедневно проводятся тематические игры, которые помогают развиваться мальчишкам и девчонкам. Это целый комплекс развивашек, где наши маленькие подопечные занимаются развитием речи, мелкой и крупной моторики, аппликацией, рисованием, музыкой и прочим. Их распорядок дня предполагает игры на свежем воздухе, сон, 4-х разовое питание и обеспечивается контроль мед работника.
Польза пальчиковых игр для детей
Веселые потешки помогают:
- активизировать области коры головного мозга, которые отвечают за речевые функции;
- формировать четкую, ритмичную речь;
- снять нервное напряжение, имеющее место в ходе говорения;
- концентрации и распределения внимания;
- улучшить память;
- получить навыки письма и рисования;
- развить умение фантазировать и воображать;
- сделать кисти и пальцы рук гибкими и подвижными.
Для каждого возраста имеются свои пальчиковые упражнения
Имеется несколько видов игр для пальчиков, так выполняя:
- упражнения кистями рук, малыш учится расслаблять и напрягать мышцы, менять положения кистей и развивать подражание. В полтора года, когда у крохи появляются целенаправленные способности повторения движений за старшими и выполнения простых заданий можно приступать к данным мероприятиям;
- динамические движения, дети учатся сгибанию и разгибанию пальчиков, при которых манипуляции становятся более точными. Этими играми можно заняться с младшего возраста;
- статистические упражнения, способствуют закреплению уже имеющихся умений. К ним лучше приступать со среднего и старшего дошкольного возраста;
- массажные процедуры, развивают сенсорные и тактильные ощущения, способствуют снижению мышечного тонуса, подготовки пальцев к более сложным манипуляциям. Массаж рекомендуется выполнять с младенческого возраста.
Рекомендации
Для младенца будет очень полезны массажные действия, поглаживания, разминания пальчиков крохи. В полуторогодовалом возрасте массажерами могут стать разные предметы с различной структурой, формой, размеров и веса, в виде:
- многогранных карандашей;
- мячей, включая рельефные;
- игрушек из резины и пластмассы;
- камешек;
- грецких орехов, которые можно катать между ладошек;
- крупных бус, перебирая каждую бусину;
- зубных щеток, используя щетину как массажер.
Очень полезно сопровождать все движения подобранными или придуманными стишками для большего интереса.
Советы по проведению пальчиковых игр
Приступать к воспроизведению пальчиковой гимнастики можно с годовалыми детьми. Это прекрасное время для начала занятий. Сопровождая игру стихами и потешками нужно выразительно и ритмично произносить слова, что научит малыша правильной и красивой речи.
Перечень основных правил для подобных мероприятий
Занятия нужно проводить:
- только с теплыми руками у взрослых, т.к. нужно демонстрировать движения с их коррекцией и взаимным участием;
- начинать гимнастику нужно после общей разминки. Разогрев кисти и пальчики, они станут более податливыми;
- в процессе игры требуется контроль за полным задействованием пальчиков в работу;
- в ходе занятий очень важны тактильное воздействие на ладошки и пальчики, путем поглаживания и щекотания;
- без всяких принуждений, иначе они только навредят;
- систематически только так можно добиться успеха.
Рекомендации
Ребятишкам, которые могут выбирать можно подготовить перечень игр. Через изображения на картинках пусть малыш сам делает выбор упражнения. Обратите внимание, что выбирает кроха и занятия, которые постоянно отвергаются, попробуйте видоизменить, добавив эмоций, ритмической музыки,
При утрате, ребенком до 3-х лет, интереса к пальчиковым занятиям, попробуйте заменить упражнения на другой вид, включив предметы. Предложите:
- катать мячики или шарики по полу;
- сортировать крупы или мелкие детальки;
- собирать пирамидки;
- строить различные конструкции из кубиков, например башенку;
- сложить мозаику;
- рисовать пальчиками по тонкой поверхности из песка, муки, крупы;
- исследовать материалы, имеющих разную фактуру, на ощупь (тканевые, меховые, полиэтиленовые, деревянные, металлические и т.д.).
Где-то в 2-х летнем возрасте, пальчиковые игры можно заменить на работу с бумагой, скатывая шарики, скручивая рулончики, отрывая мелкие кусочки от цельного листа и размещая их в маленький стаканчик.
Планку нужно постоянно поднимать
Но делать это нужно постепенно. С 3-х лет игры усложняются в плане координации. Допустим переплетать пальчики между собой, складывая их в замок. Высшим пилотажем будет если малыш сможет с точностью показать пальчиками какую-то историю. И это должно быть сложнее “ушек на зайкиной макушке” или намазывания масла, малышу предстоит изображать ладошками целые замысловатые фигуры и сложные действия (хвостатую мышку или полет птицы, лепку пирожков или копание огорода). При этом кроха не просто запоминает и повторяет за взрослым движение он начинает фантазировать и мыслить ассоциативно.