Шахматы - Узнайка

Шахматы

Шахматы называют гимнастикой ума и не с проста. Эта игра очень полезна с раннего возраста, т.к. положительно влияет на умственные способности, что нужно детям. Развитие ребенка должно быть гармоничным, а потому физическое развитие должно чередоваться с интеллектуальным. Также шахматные баталии могут стать прекрасной заменой активных видов спорта если детям противопоказаны последние. Опытные специалисты детского сада “Узнайка” в Пушкино уделяются большое внимание развитию детей. Так с ними занимается профессиональный логопед, ежедневно проводятся тематические игры, которые помогают развиваться мальчишкам и девчонкам. Это целый комплекс развивашек, где наши маленькие подопечные занимаются развитием речи, мелкой и крупной моторики, творчеством, музыкой, физической культурой и прочим. Их распорядок дня предполагает игры на свежем воздухе, сон, 4-х разовое питание и обеспечивается контроль мед работника. 

Польза занятий шахматами

Увлечение шахматами помогает в усвоении школьной программы, понимании точных наук. Даже если из ребенка не получится великого шахматиста, занятия будут способствовать:

  • развитию мыслительных функций логического мышления, внимания и памяти, что пригодится в дальнейшем для решения сложных жизненных ситуаций и выборе верного пути при возникновении проблем;
  • самостоятельности с ранних лет. Участники шахматной игры всегда рассчитывают исключительно на свои способности и умение, поэтому все решения принимаются самостоятельно;
  • умению правильно реагировать на ситуацию и воспринимать поражения. У шахмат своя философия, которая допускает не только победы, а также поражения и в последнем случае не падать духом, а проанализировать ситуацию и сделать выводы;
  • стратегическому и системному мышлению. Игра требует от шахматистов продумывать свои действия, как минимум, на 5 – 6 ходов вперед. Это развивает способность системного анализа и всегда иметь в запасе несколько решений с возможностью анализировать каждый из них. Все это формирует личностные данные ребенка;
  • усидчивости и умению концентрировать внимание. В ходе игры дети полностью погружаются в процесс, поэтому данное занятие идеально для маленьких непосед, которые найдут 100 причин чтобы не заниматься делом;
  • быстроте реакции. Игра в шахматы вызывает впечатление пассивного мероприятия, но каждый новый ход будет требовать от игрока быстро реагировать и находить верные решения;
  • умению правильно выбирать приоритеты. Иногда перед юным гроссмейстером может встать вопрос о необходимости пожертвовать фигуру для улучшения ситуации, а возможно и привести к победе в итоге;
  • развитию памяти и внимания. Игра требует проведение анализа каждой проведенной партии, а значит необходимо их запоминать. Также необходимо каждую фигуру контролировать, что требует внимания. Многим шахматистам присуща фотографическая память;
  • умение обрабатывать информацию. Происходит не просто информационное накопление, но и способность оперативного и правильного ее использования;
  • всестороннему развитию. Восприятие большого количества информации мозгом ребенка формирует принципиальные его позиции, способствующих тяге к знаниям.

Заниматься шахматами лучше систематически, чтобы получить толчок в развитии. Просто узнать о движениях фигур недостаточно, необходимо проводить анализ разных партий и регулярно практиковаться.

Идеальный возраст для начала обучения шахматам

К занятиям рекомендуется приступать в период с 4 до 7 лет. Не нужно думать, что заниматься этой интеллектуальной игрой ребенку будет сложно и скучно потому, что требует немало усидчивости и раздумий. Это тот возраст, когда мозг использует весь свой потенциал, лучше усваивая информацию и проявляя аналитические способности. В принципе обучаться шахматам никогда не поздно к тому же всегда приносит пользу в будущих начинаниях.

Как вызвать интерес у ребятни

Как правило, игры, которые требуют усидчивости и раздумий не интересны детям, поэтому нужно найти такой подход, чтобы увлечь подрастающее поколение. Это под силу только хорошему преподавателю с опытом работы с детьми. Существует несколько простых правил, которые способны заинтересовать маленьких непосед, а именно:

  • прежде чем отвести своего ребенка в секцию рекомендуется организовать домашние шахматные баталии. Для 5-ти летних детей игра в шахматы не является сложной, возможно и более ранее обучение для малышей от 3-х лет;
  • попытаться связать какие-нибудь военные события с фигурами на шахматной доске или представить строем наступающих солдатиков;
  • к игре в шахматы нельзя принуждать а следует вовлекать. Нужно заменить игры в компьютер и просмотр мультфильмов полезным и интересным мероприятием.

Начинать обучение нужно с объяснения правил расстановки фигур и их возможностей на игровом поле. Этот процесс необходимо сделать интересным, чтобы слушатель не просто запомнил сухую теорию, а впитал целое историческое событие в стиле игры. 

Вызвать интерес к игре можно, если например:

  • ладья предстанет в виде башенных орудий поражающие неприятеля исключительно по прямой потому, что их нельзя разворачивать. Стрелять они могут на дальние расстояния но попадают в того, кто ближе;
  • вместо одного коня представить целую конницу размещенную возле башен. Она ходит буквой “Г”, благодаря своей мобильности и может разворачиваться в любую сторону и перепрыгивать через воинов;
  • слонов выставить умелыми лучниками, которые стреляют по диагонали, но для их стрел нужно освободить поле, ведь они не способны перелететь через своих воинов;
  • ферзя представить хитрой королевой, которая начинает действовать с клетки под цвет ее одеяния, но может ходить как ей захочется, т.к. обладает большой силой;
  • из пешек сколотить целый пеший отряд, которые могут начать наступление стремительно, преодолевая 2 клетки только делая первый ход, а дальше двигаться по 1 клетке. Однако эта слабая фигура может стать любой более сильной на выбор игрока, если пройдет все поле и займет позицию противника;
  • короля выставить слабой фигурой, командующей своими отрядами, но защитить свою жизнь может только в ближних атаках.

После того как ребенок усвоит первую информацию, необходимы практические занятия в процессе которых необходимо анализировать происходящее на поле боя. 

Ребенка нужно не просто научить игре в шахматы, а сделать так, чтобы он полюбил и заинтересовался ею. Для этого рекомендуется следовать главному правилу: ребенок должен получать удовольствие от мероприятия. 

В занятиях нужно придерживаться определенных рекомендаций:

  • группы должны комплектоваться согласно возрастных категорий. Разница в возрасте не должна превышать 1-го года;
  • соревнования нужно проводить по уровням мастерства;
  • для занятий требуется оборудовать комнату необходимой мебелью, достаточным количеством шахматных досок с фигурами;
  • уроки должен проводить опытный педагог, имеющий опыт работы с детьми.

Любая мелочь способна пробудить интерес у детей либо отбить желание навсегда заниматься полезной игрой.