Язычок - Узнайка

Язычок

Если ребенок умеет красиво и правильно разговаривать, то это положительно влияет и делает его развитие полноценным и всесторонним. Такие дети показывают хорошую успеваемость начиная с дошкольного, а после в школьном учебном заведении и вузе, а затем добивается высоких показателей на профессиональном поприще и вообще во взрослой жизни. Педагоги с опытом детского сада “Узнайка” в Пушкино очень внимательно относятся к развитию своих маленьких подопечных. Так с ними занимается профессиональный логопед, ежедневно проводятся тематические игры, которые помогают развиваться мальчишкам и девчонкам. Это целый комплекс развивашек, где наши маленькие подопечные занимаются развитием речи, мелкой и крупной моторики, творчеством, музыкой, физической культурой и прочим. Их распорядок дня предполагает игры на свежем воздухе, сон, 4-х разовое питание и обеспечивается контроль мед работника. 

Укрепление речевого аппарата поможет крохе начать разборчиво произносить слова без каких-либо искажений. В связи с чем проводят уроки артикуляционной гимнастики, которую еще называют зарядкой для язычка. В ходе занятий тренируются мышцы губ, щек, языка, неба и прочих отделов, которые участвуют в произношении звуков. 

Чтобы произношение звуков было четким, необходимо чтобы органы, входящие в артикуляционный аппарат были подвижными и работали слаженно. С малых лет кроха овладевает двигательными навыками, включая мимику и артикуляцию. Формирование его речи происходит когда он пребывает в общении со старшими и наличие любой погрешности может привести к негативном последствиям в его развитии, здоровье и поведении. 

Дети с недостатками в произношении и заиканием через время начинают понимать о существовании проблемы, что приводит к стеснению, зажатости, нежеланию общаться, переживаниям по пустякам и прочим комплексам. 

Что подразумевают под артикуляционной гимнастикой

Занятия состоят из комплекса упражнений, проводимые специалистом-логопедом, в ходе которых активно развиваются все органы, отвечающих за речевые функции. Они становятся более подвижными, гибкими, а движения скоординированными. Это делает словарный запас богаче и произношение корректным.

Цель артикуляционной гимнастики

Такие занятия являются самыми эффективными при исправлении нарушений речи у малышей. В ходе занятий с логопедом у детворы движения речевого аппарата становятся полноценными, отдельные органы обретают правильное положение, простейшие артикуляционные движения преобразуются в сложные, что способствует чистому произношению звуков и слов. 

Чтобы улучшить артикуляцию, логопед использует целый комплекс упражнения для каждого речевого органа отдельно, куда входит:

  • язык. Занятия направлены на укрепление мышцы, растягивание подъязычной связки, они делают орган более подвижным, учат держать и менять положение с широкого на узкое, а также делать ним чашечку;
  • губы. Проводится работа с их мышцами и гибкостью, обучение задержания их в нужном положении;
  • щеки. Необходимо усилить мускулатуру и сделать движения более скоординированными;
  • нижняя челюсть. Требуется сделать ее более гибкой и подвижной;
  • неба. Осуществление контроля над подъемом и опусканием верхней челюстной части и увеличение двигательных функций мягкой части неба.

О пользе артикуляционных упражнений

Речевые навыки не даются людям с рождения, этот процесс постепенный, формирование которого происходит с раннего возраста по мере того, как они взрослеют. Занятия артикуляцией помогают сделать речь правильной, что является одним из признаков готовности дошкольника к школьному процессу.

Уроки артикуляцией являются основой к:

  • готовности начала образовательного  процесса;
  • стремлении познания мира;
  • ярким и выразительным разговорам;
  • постоянно растущему словарному запасу;
  • раннему овладению чтением и письмом;
  • желанию общаться с людьми всех возрастов.

Если регулярно уделять внимание занятиям артикуляцией, то дополнительно:

  • развивается мелкая моторика;
  • улучшается снабжение кровью отделов ротовой области, участвующих в разговоре;
  • артикуляционные органы увеличивают свою подвижность;
  • укрепляется система мышц;
  • появляется свобода в органах отвечающих за речь путем снижения напряженности;
  • можно справиться с заиканием.

Также нужно заметить, что органы артикуляции имеют связь с деятельность мозга людей, а это говорит про более широкие возможности гимнастики. В результате ребенок улучшает не только свои речевые и способности, но и многие психические функции, отвечающие за память, внимание, восприятие, мышление, воображение. 

Существует несколько видов артикуляционных занятий

Согласно своей классификации гимнастика может быть:

  • пассивной. Выполнение упражнений специалистом для примера малыша, характерно для начального этапа;
  • активный. Самостоятельное выполнение упражнений по примеру учителя.

Согласно своего содержания упражнения могут проводиться:

  • без звука;
  • с голосовым сопровождением;
  • с использованием статических элементов, при которых формируется артикуляционный уклад;
  • динамических, с целью сформировать точные позиции артикуляции;
  • с выработкой правильной позы;
  • с уделением внимания на правильность выполненных движений.

Возраст и развитие ребенка влияет на задачи, которые ставятся перед ребенком. Занятия могут быть:

  • профилактическими;
  • реабилитационными (коррекционными);
  • диагностическими в ходе которых ставится диагноз.

Логопед может заниматься:

  • каждым в отдельности;
  • в формате малых групп;
  • большим коллективом.

Все упражнения выбираются логопедом с учетом конкретных целей и задач. Занятия планируются согласно индивидуальных особенностей отдельно взятого малыша (возрастные данные, наличие навыков, его здоровье, поведение и развитие). 

Малышам с заиканием потребуются упражнения направленные на расслабление мимических и артикуляционных мышц, а маленьким сорванцам в 3 летнем возрасте с отставаниями в развитии речи показаны занятия направленные на коррекцию и реабилитацию.

Детям без видимых проблем будет полезна гимнастика с усложненными задачами.